Заместители полпредов президента во всех федеральных округах назначены инвестиционными уполномоченными.

Александр Мариев, начальник управления Рослесхоза — об инвестиционных уполномоченных
Президент России Дмитрий Медведев назначил заместителей полпредов президента во всех федеральных округах инвестиционными уполномоченными. Они должны будут содействовать компаниям в реализации инвестиционных проектов. В первую очередь — в вопросах, которые касаются взаимодействия инвесторов с органами исполнительной власти. Применительно к лесной отрасли эти уполномоченные призваны помогать реализации приоритетных инвестиционных проектов в регионах. По поручению главы государства Рослесхоз назначил в каждом подведомственном ему окружном департаменте чиновника, ответственного за взаимодействие с инвестиционным уполномоченным. Начальник управления лесопользования и воспроизводства лесов Рослесхоза Александр Мариев рассказал, что дадут лесному хозяйству новые инициативы президента и как они повысят инвестиционную привлекательность отрасли.
- Александр Николаевич, инвестиционные уполномоченные в федеральных округах, несомненно, дадут новый импульс для привлечения долгосрочных инвестиций в отрасль. Как это отразится на реализации Постановления Правительства РФ № 419 о приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов как главном инструменте привлечения в отрасль инвестиций?
- Самым непосредственным образом. Инвестиционный уполномоченный сможет оптимизировать взаимодействие федерального и регионального уровней, обеспечить оперативное рассмотрение возникающих у инвесторов вопросов межведомственного характера. Он сможет сам выходить на глав регионов и муниципалитетов для решения системных проблем на местах. Уверен, что человек, ответственный за безбарьерное поступление инвестиций в регионы, поможет улучшить инвестиционную привлекательность нашей отрасли.
- Постановлением № 419, по сути, государство открыло инвесторам дорогу в лес. Какие результаты были достигнуты за время работы этого правового механизма привлечения инвестиций в отечественный ЛПК? Какое реальное воздействие оказывают приоритетные инвестпроекты на развитие ЛПК в России?
- Постановление № 419 стало реальным действенным механизмом привлечения инвестиций в лесозаготовку и переработку круглых лесоматериалов. Сегодня в перечень приоритетных инвестиционых проектов в области освоения лесов включена почти сотня проектов с общим объемов инвестиций 412 млрд рублей и объемом потребляемой древесины 72 млн кубометров.
21 проект из этого списка уже успешно реализован: освоено 60 млрд рублей инвестиций, заготовлено и переработано 12 млн кубометров древесины. В ближайшие 5 лет планируется реализация 47 приоритетных инвестпроектов с общим объемом инвестиций 273 млрд рублей и объемом потребляемой древесины 43 млн кубометров.
С момента утверждения правительством РФ Положения о подготовке и утверждения перечня приоритетных инвестпроектов в июне 2007 года по настоящее время только в рамках реализации этих проектов в отрасль было привлечено 137 млрд рублей, которые пошли на создание новых и модернизацию действующих лесоперерабатывающих производств. Это проекты по химической переработке древесины, деревянному домостроению, биоэнергетике. Думаю, цифры говорят сами за себя.
- Почему в прошлом году правительство РФ уполномочило Рослесхоз вместе с Минпромторгом России согласовывать приоритетные инвестпроекты в области освоения лесов? Федеральное агентство лесного хозяйства как-то изменило правила входа инвесторов в список приоритетных?
- Многие инвесторы в процессе реализации своих проектов столкнулись с проблемами по обеспечению собственными лесными ресурсами создаваемых производств. То есть отсутствовали свободные лесные участки, подходящие по своим качественным, количественным характеристикам, месторасположению планируемому производству. С такой проблемой, например, столкнулись в Приморском крае, где практически все эксплуатационные леса переданы в аренду для заготовки древесины, в связи с чем в целях обеспечения предприятий древесными ресурсами инвесторам были предоставлены в аренду лесные участки, в том числе расположенные в защитных лесах, что вызвало широкий общественный резонанс.
В связи с этим с февраля 2010 года все заявки на реализацию инвестпроектов проходят десятидневную процедуру согласования с Рослесхозом. Основное внимание при рассмотрении указанных заявок эксперты Федерального агентства лесного хозяйства уделяют вопросам обеспечения проектов лесными ресурсами. При этом количественные и качественные характеристики лесных участков, выделяемых для реализации проектов, должны соответствовать планируемому производству и не находиться в пользовании третьих лиц. Мы хотим, чтобы предоставленные лесные ресурсы были использованы комплексно. Если бизнесмен не может переработать все сырье — проводим анализ, есть ли поблизости предприятия, которые andquot;помогутandquot; ему освоить все переданные в аренду на льготных условиях лесные ресурсы. Думаю, что в ближайшее время этот анализ будет проводить у себя и заместитель полпреда, уполномоченный по проблемам российских и иностранных инвесторов в каждом федеральном округе. Задача одна — чтобы имеющиеся у государства лесные ресурсы использовались комплексно и приносили доход территории.
Инвестпроекты должны внимательно сопоставляться с региональными программами развития ЛПК и социально-экономического развития субъекта РФ. Если такие ключевые документы стратегического планирования не содержат этих проектов — это показатель того, что проект возник спонтанно и может привести к дисбалансу имеющегося сырья и потребляемых лесоматериалов. Такой проект не пройдет в Рослесхозе.
Кроме того, правительство РФ наделило Рослесхоз также правом на внесение изменений в уже действующие инвестпроекты. Изменения могут носить положительный и отрицательный характер. Положительные — увеличение объема инвестиций, глубины переработки, повышение добавочной стоимости выпускаемой продукции. Например, цепочка лесопиления доведена до клееных конструкций или деревянного домостроения. Отрицательные — когда не исполняются сроки по заключению договоров аренды, инвестор проседает по привлечению заемных средств, стройка остановилась или даже не начиналась. В этой ситуации Рослесхоз информирует об этом Минпромторг России и просит исключить этого проект из перечня приоритетных.
- Насколько приоритетные инвестпроекты содействуют решению задач, поставленных государством по развитию глубокой переработки древесины внутри страны?
- Буду отвечать цифрами. Реализация приоритетных инвестпроектов увеличит производство бумажной продукции на 2,8 млн тонн, картона — на 2,4 млн тонн, лесохимической продукции — на 31,5 тысячи тонн, плит MDF — на 1,2 млн кубометров, древесных топливных материалов — на 862 тысячи тонн. Также создаются предприятия по производству ориентированно-стружечных плит. Реализация инвестиционных проектов позволит выпускать до 2 млн кубометров таких плит ежегодно.
- В чем Вы видите главные причины низкой эффективности освоения лесов и переработки древесины? Как Рослесхоз влияет на исправление ситуации?
- В Российской Федерации сохраняется экстенсивная модель использования лесных ресурсов. Она подразумевает освоение новых лесных участков, ежегодное удаление от мест переработки. Конечно, это ведет к удорожанию сырья, главным образом за счет его сложной и долгой доставки. Для повышения эффективности использования лесов Рослесхоз ведет работу в двух направлениях нормативного правового регулирования.
Первое — интенсификация лесного хозяйства в ранее вырубленных лесах. Те участки леса, где ранее прошли рубки, должны как можно быстрее вернуться в хозяйственный оборот. Поэтому так важно, чтобы в системе лесозаготовок обеспечивалось воспроизводство лесов, уход за ними.
Второе — обеспечение транспортной доступности лесов, поскольку транспорт является одной из наиболее затратных статей в производстве круглых лесоматериалов. Лесные участки, которые имеют дороги хорошего качества и приближены к местам переработки, наиболее интересны с точки зрения развития лесозаготовки и лесного хозяйства. В связи с этим Рослесхоз разработал федеральную целевую программу развития лесного хозяйства до 2020 года, в которой прописано, что для эффективной работы отрасли необходимо строительство лесных дорог. В ней есть механизмы государственно-частного партнерства в сфере создания лесных дорог.
- Сегодня у регионов есть вся власть для эффективного управления лесами. Почему они не используют ее в полной мере? Что мешает им зарабатывать на лесе, принося доход и в местный бюджет?
- Устойчивое управление лесами обеспечено полным спектром полномочий в лесной сфере, переданных субъектам РФ. Эти полномочия подкреплены достаточными финансовыми ресурсами. Нельзя не отметить, что взаимодействие региональных и федеральных органов власти сегодня получает новое качественное движение. Нормативное обеспечение всех элементов управления лесами остается за центром, а непосредственное управление — в руках регионов. Президент России Дмитрий Медведев на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге провозгласил курс на дальнейшую децентрализацию, в том числе и в лесном хозяйстве. У регионов появятся дополнительные возможности, в том числе и финансовые — самостоятельно принимать решения по эффективному использованию лесных ресурсов.

Третий национальный форум «Современные технологии деревообработки» на выставке «Tехнодрев. Сибирь»
В Башкортостане стартовала инвентаризация лесных угодий.

Нет комментариев

Оставить комментарий

 

Вы должны войти для комментирования

Система Orphus