Вагоны идут лесом

Реформа ОАО РЖД, частью которой является передача грузовых вагонов в частные компании, приводит к тому, что частники завышают стоимость аренды грузового транспорта, от чего лесные компании региона терпят колоссальные убытки
Из-за отсутствия грузовых вагонов заготовленная древесина andlaquo;мертвым грузомandraquo; лежит на складах лесозаготовителей.
Как рассказал вице-президент Вятской ТПП Юрий Исупов, такая ситуация началась еще в октябре прошлого года. andlaquo;В ОАО РЖД уже несколько лет идет реформирование по ряду направлений. В том числе на РЖД начали передавать грузовой парк частным перевозчикам, которые должны были создать конкурентную среду, чтобы в итоге от этого выиграл потребитель. Но, к сожалению, на деле ситуация получилась с точностью до наоборот, — говорит Юрий Геннадьевич. — В октябре 2010 года было создано дочернее предприятие РЖД andlaquo;Первая грузовая компанияandraquo;, которой и была передана часть грузовых вагонов РЖД. Уже тогда с железнодорожным грузовым транспортом начались проблемы. Но поскольку у РЖД еще сохранился какой-то объем транспорта, она обеспечивала им потребителейandraquo;.
Со слов Исупова, ситуация обострилась в конце февраля 2011 года, когда лесная отрасль практически перестала получать вагоны для перевозки. Частники либо отказывались предоставлять вагоны, мотивируя это тем, что лес — дешевый груз и возить его они не будут, либо завышали цену на аренду вагонов на 40 — 60% от стоимости, которую раньше устанавливали РЖД. andlaquo;Из-за нехватки транспорта на складах лесозаготовительных предприятий области скопилось большое количество заготовленной древесины. На складах некоторых предприятий лежат до 50 тыс. кубометров леса и их не могут отгрузить. Еще пару месяцев и этот лес испортится, а предприятия понесут многомиллионные убытки, — продолжает Юрий Исупов. — Кроме того мы знаем, что сегодня у предприятий ЛПК стали возникать долги по зарплате, а ряд предприятий уже начали уведомлять работников о массовых сокращениях, которые произойдут в ближайшее время. Для экономики области это очень серьезная ситуацияandraquo;.
andlaquo;Они нас разоряют!andraquo;
Член совета директоров andlaquo;Березовский ЛПКandraquo; Иван Малышев уверен, что подобная реформа РЖД может привести к разорению лесной отрасли как Кировской области, так и других andlaquo;лесныхandraquo; регионов страны. andlaquo;Сейчас, когда вагоны отдали дочерним предприятиям, они увеличивают стоимость аренды вагона, мотивируя это тем, что обратно им нужно перегонять порожний состав, — рассказывает Иван Евгеньевич. — Но я не уверен, что если мы отправляем доску в Ростов, то потом эти вагоны идут в Киров пустыми, а не гружеными, к примеру, углем, чтобы поставить его на какой-либо металлургический комбинат. В настоящее время стоимость аренды вагона становится для нас убыточной. По существующим расценкам от частной транспортной компании нам невыгодно продавать наш товар. Если мы поднимем на него цены, включив в конечную стоимость затраты на транспортные расходы, то лес попросту не купят — высока цена. Если не сделаем этого, то получается, что мы будем работать себе в убыток. Вот и выходит, что эта реформа РЖД попросту разоряет лесозаготовительные предприятияandraquo;.
Со слов Малышева, для andlaquo;Березовского ЛПКandraquo;, согласись оно на такие andlaquo;драконовскиеandraquo; условия частного грузоперевозчика, это не решило бы проблемы. andlaquo;Мы хотели взять в аренду порядка 20 полувагонов для одного из наших предприятий, но в Первой грузовой компании нам сказали, что… им это неинтересно. Плата за аренду составила бы 2 млн руб. в месяц, а в грузовой компании нам ответили, что это слишком маленькая сумма и из-за нее они не хотят andlaquo;пачкатьсяandraquo; и заключать отдельный договорandraquo;.
Выход есть, но он нереален
Вице-президент Вятской ТПП Юрий Исупов рассказал, что выход из сложившейся ситуации пытались найти и на уровне лесозаготовительных предприятий, и на уровне областного правительства. andlaquo;Мы говорили о том, что в сфере передачи транспорта нужно остановить реформирование и вернуть все вагоны обратно РЖД. Во всем мире уже были примеры того, что приватизация железных дорог — это нонсенс и у нее нет никакого экономического смысла, — считает Исупов. — Второй вариант — решить вопрос о жестком регулировании цен, устанавливаемых частниками. Но это сложновыполнимая задача. Когда мы проводили совещание в РЖД, нам сказали, что выходом из сложившегося положения может стать создание собственного транспортного предприятия, которое бы взяло в аренду вагоны и стало обеспечивать ими потребителей. Но вскоре выяснилось, что нам не могут предоставить вагоны, поскольку все они уже отданы частникам. Был еще один вариант — купить собственные вагоны. Но это просто нереально. Сейчас вагон б/у стоит порядка 1 млн 300 тыс. руб., а крупное предприятие в месяц может грузить 50 — 100 вагонов. Несложно посчитать, в какую сумму выльется предприятию их покупкаandraquo;.
Как отмечает Исупов, сейчас идет активное обсуждение этой проблемы и выхода из нее. Губернатор области Никита Белых также пытается решить вопрос с грузовым железнодорожным транспортом. andlaquo;Ситуация, действительно, критическая, — пишет Белых в своем блоге. — Лесопромышленники не могут по адекватным ценам получить вагоны для доставки своей продукции. И у госрегулирования, и у рыночных механизмов есть свои плюсы и минусы. На мой взгляд, у рынка плюсов больше. Но нет ничего хуже, чем имитация рынка, когда не работают ни конкурентные механизмы, ни механизмы госрегулированияandraquo;. Как пишет Белых, преобразования затеваются не ради самого процесса. Если целью провозглашается создание конкуренции в железнодорожных перевозках, то должен формироваться и нормальный рынок в этой сфере. Рынок и конкуренция и по форме, и по содержанию. Иначе результат может оказаться хуже andlaquo;стартовой точкиandraquo;. А в любых реформах важен именно конечный результат.

ООО «ССМ-Тяжмаш» прошло процедуру сертификации.
Рослесхоз разработал проект поправок, касающихся городских лесов, к Лесному кодексу и закону 131-ФЗ

Нет комментариев

Оставить комментарий

 

Вы должны войти для комментирования

Система Orphus