В Рослесхозе состоялось оперативное совещание с участием руководителей департаментов лесного хозяйства по федеральным округам.

9 августа в Рослесхозе состоялось оперативное совещание с участием руководителей департаментов лесного хозяйства по федеральным округам. Присутствие руководителей, отвечающих за положение дел в лесном хозяйстве округов, предопределило главную тональность встречи — департаменты являются принципиальным звеном в системе управления лесной отраслью страны и от того, насколько эффективно и четко выстроена работа на уровне округа, во многом зависит конечный результат.
Глава Рослесхоза Виктор Масляков убежден, что окружные департаменты используют в лучшем случае лишь часть своих возможностей. В итоге время оказывается упущенным, а руководители окружных департаментов не могут оперативно вмешиваться в ситуацию и погасить проблему в ее начальной стадии. На совещании была жестко поставлена задача в максимально сжатые сроки добиться более andquot;плотногоandquot;, а главное — результативного взаимодействия с региональными органами власти и совместно устранить барьеры, препятствующие развитию лесного комплекса страны. Началось совещание с обсуждения самой andquot;горячейandquot; в прямом и переносном смысле этого слова темы — анализа пожароопасной обстановки в российских лесах.
Заместитель начальника ФГУ andquot;Авиалесоохранаandquot; Андрей Ерицов обозначил самые проблемные участки в системе обеспечения надежной защиты лесов от пожаров. Если говорить об общем количестве лесных пожаров в разрезе федеральных округов, то максимальное количество очагов возгорания было зарегистрировано в Сибирском федеральном округе — 7222 пожара, затем идет Уральский федеральный округ (4012 пожаров) и Северо-Западный федеральный округ (2037 пожаров). При этом, по информации на 8 августа, в Сибирском федеральном округе был зарегистрирован всего один действующий пожар, в Уральском федеральном округе — 2, тогда как в Северо-Западном федеральном округе бушевало 11 очагов. Если говорить о пройденной огнем площади, то картина по округам следующая. Список печального andquot;лидерстваandquot; возглавляет Дальневосточный федеральный округ, где огнем оказалось затронуто 511 тысяч гектаров, второе место прочно занимает Сибирский федеральный округ с 411 тысячами гектаров, а замыкает тройку Уральский федеральный округ с 84 тысячами гектаров. Что показательно, львиную долю в общем объеме площадей, пройденных огнем, занимают крупные пожары: СФО — 315 тыс. га, ДФО — 255 тыс. га, СЗФО — 47 тыс. га, УФО — 23,8 тыс. га. То есть те пожары, которые вовремя не были обнаружены и остановлены.
Очевидно, что при оценке работы и региональных руководителей, и окружных департаментов цифры, свидетельствующие о размахе огненной стихии, являются принципиальными. В сущности, речь идет о реальных потерях лесного фонда, которые измеряются многомиллионными суммами. Ведь за сухим словосочетанием andquot;площадь, пройденная огнемandquot; скрывается реальная трагедия, в огне которой уничтожаются не просто кубометры упущенной выгоды, а основа благосостояния будущих поколений, их право на комфортные и экологически безопасные условия жизни.
Виктор Масляков вспомнил andquot;тактикуandquot;, которую взяло на вооружение руководство лесной отрасли Якутии. Здесь сквозь пальцы смотрят на полыхающие пожары, аргументируя это тем, что раз огонь не создает реальной угрозы деревням и поселкам, то пусть себе горит. Подобное отношение к федеральной собственности и общенациональному богатству руководитель Федерального агентства лесного хозяйства считает недопустимым. Масляков отметил, что отсутствие со стороны региональной власти контроля над охваченными огнем лесными территориями получит жесткую оценку, адекватную тому урону, который был нанесен государству бездействием и безразличием отдельных чиновников.
Не секрет, что подобное отношение к лесам создает идеальные условия для возникновения крупных пожаров, на ликвидацию которых потом приходится тратить серьезные силы и средства. В разрезе федеральных округов картина возникновения крупных пожаров выглядит следующим образом. Больше всего крупных пожаров — 686 — было зафиксировано в Сибирском федеральном округе, в Уральском федеральном округе их количество достигло 148, в Дальневосточном федеральном округе — 108, в Северо-Западном федеральном округе — 104. Эти цифры — еще один andquot;тревожный звонокandquot; руководителям окружных департаментов.
На совещании напомнили, что с 1 января 2012 года охрану лесов от пожаров будут осуществлять специализированные учреждения, которые прошли лицензирование. В каждом субъекте федерации должны быть разработаны сводные планы тушения пожаров, планы противопожарного обустройства территорий, отлажена работа парашютно-десантных служб. Прохладное отношение к выполнению этих требований, как показывает опыт, слишком дорого обходится государству. На совещании вспомнили Архангельскую область, где разработанный и принятый сводный план тушения пожаров на деле оказался абсолютно нерабочим документом. Видимо, создавался он только для того, чтобы andquot;успокоитьandquot; Рослесхоз. Бесполезность документа обнаружилась в разгар пожароопасного сезона, когда было уже поздно заниматься andquot;теориейandquot;. В Рослесхозе убеждены, что если бы в Архангельской области имелся реальный план действий, то последствия чрезвычайной ситуации можно было бы серьезно минимизировать. Виктор Масляков предупредил, что выполнение требований, связанных с охраной лесов от пожаров, будет жестко контролироваться Рослесхозом, а за повторение архангельского andquot;ноу-хауandquot; незамедлительно последуют оргвыводы.
Несмотря на то, что у Главы Рослесхоза было немало претензий к руководителям, ответственным за лесопожарную обстановку на местах, нельзя не отметить существенный прогресс, которого удалось добиться благодаря структурным изменениям всей системы управления лесным хозяйством. Если в прошлом году в начале августа в России полыхало 640 лесных пожаров, то в этом году не удалось потушить только 34 лесных пожара. Это значительно меньше, чем в относительно благополучном 2009 году, когда на территории страны был зафиксирован 51 действующий лесной пожар.
Выступление заместителя руководителя Рослесхоза Виктора Чикалюка было посвящено не менее злободневной теме. Результаты проведенных проверок исполнения субъектами Российской Федерации своих полномочий в области лесных отношений убедительно доказывают, что контроль за деятельностью региональных чиновников необходимо усиливать. По-прежнему остается актуальным вопрос ведения лесного реестра. Из 21 региона, проверенного на предмет ведения лесного реестра, в восьми реестр ведется без учета всех лесов, расположенных в субъекте федерации, а в одиннадцати — формы реестра заполняются частично, что также является грубым нарушением действующего законодательства.
Анализ целевого использования выделяемых регионам субвенций выявил удивительную вещь: существуют округа, где финансовые средства используются с максимально высокой отдачей. В других же федеральных округах чуть ли не каждый второй рубль тратится, мягко говоря, неэффективно. Вот только один, но яркий пример. В Северо-Западном федеральном округе, который в качестве субвенций получил 1,6 миллиарда рублей, удалось проверить эффективность использования почти половины выделенных средств. Доля финансовых нарушений к объему проверенных субвенций составила 1,3 процента, или 28 миллионов рублей. Прямо противоположная картина сложилась в Центральном федеральном округе, куда в виде субвенций было направлено порядка 1,1 миллиарда рублей. Проверкой удалось охватить более 80 процентов полученных регионами денег. При этом выяснилось, что с различными финансовыми нарушениями были потрачены 44 процента всех проверенных субвенций. Всего же финансовые нарушения были обнаружены на сумму в 1,7 миллиарда рублей, что составляет 26 процентов к объему финансовых ресурсов, попавших под внимательный взгляд ревизоров. В целом по стране проверками удалось охватить три четверти от всего объема выделенных субвенций.
Другими словами, можно сделать неутешительный вывод, что практически каждый четвертый выделяемый государством рубль можно было бы использовать с большим толком для российских лесов. Когда четверть выделяемых государством денег тратится подобным образом, говорить о финансовой дисциплине не приходится. И это еще одна очень тревожная тенденция, которая свидетельствует о слабой работе окружных департаментов.
Заместитель руководителя Рослесхоза Николай Кротов отметил, что руководители департаментов не используют имеющиеся в их распоряжении рычаги влияния на региональную власть. Тот аргумент, что губернаторы постоянно получают соответствующие предписания об устранении нарушений от руководителей департаментов лесного хозяйства, но не спешат их исполнять, руководство Рослесхоза не впечатлил. Кто из губернаторов был привлечен к административной ответственности за неисполнение предписаний? Обращенный к руководителям окружных департаментов прямой вопрос остался без ответа.
На совещании было отмечено, что впредь все факты, свидетельствующие о финансовых нарушениях либо неисполнении требований лесного законодательства, должны ложиться на стол прокурора. Инициаторами обращений в прокуратуру должны становиться именно руководители окружных департаментов лесного хозяйства, которым пора научиться держать руку на пульсе, а не надеяться на то, что проблемы рассосутся сами собой. Через месяц руководители департаментов лесного хозяйства федеральных округов должны вновь встретиться в Рослесхозе, чтобы сверить свои несколько отставшие часы.

Модернизация предприятий Минстройархитектуры позволит Беларуси увеличить экспорт стекла.
Смотрите фильм о Центральном офисе «КАМИ»

Нет комментариев

Оставить комментарий

 

Вы должны войти для комментирования

Система Orphus