С 1 августа расширены права государственной лесной охраны.

С 1 августа расширены права государственной лесной охраны. Этот шаг стал очередным, но не последним в совершенствовании лесного законодательства. О том, что сделано и что еще предстоит, рассказывает начальник Правового управления Рослесхоза Иван Советников.
- Страшные события лета-2010 подтвердили, что лесное законодательство требует совершенствования. И сейчас эта работа в самом разгаре… Так, Иван Васильевич?
- Действительно так. В самом конце прошлого года по результатам исполнения поручений Президента Российской Федерации был подписан федеральный закон №442-ФЗ andquot;О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерацииandquot;. Он внес, без преувеличения, кардинальные изменения во многие институты лесного законодательства. Например, в части тушения лесных пожаров, ужесточения ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, лесоустройства и лесного планирования. Но это был только первый наш шаг в изменении лесного законодательства, которое, как мы считаем, следует совершенствовать по многим направлениям.
- Удалось еще что-то добавить?
- Самым значительным изменением Лесного кодекса Российской Федерации с зимы стал Федеральный закон №242-ФЗ, который достаточно серьезно изменил правовое регулирование государственного лесного контроля и надзора, пожарного надзора в лесах.
Начнем с того, что закон комплексный, он изменил подходы ко всем видам государственного контроля и надзора, начиная с семенного, заканчивая пожарным.
В части лесных отношений, во-первых, были расширены полномочия лиц, ведущих этот государственный лесной контроль и надзор.
До 1 августа полномочия лесничего, обнаружившего нарушителя, ограничивались вызовом полиции, чтобы та его задержала. Ясно, что злоумышленник за это время мог скрыться.
С 1 августа к полномочиям добавилось право доставлять правонарушителей в органы МВД, а также изымать у них орудия преступления и транспортные средства.
Кроме того, в законе прямо зафиксировано, что с 1 августа 2011 года государственный лесной контроль и надзор именуется федеральным лесным надзором (лесной охраной). Таким образом, мы полностью вернулись в законодательстве к старому и привычному всем названию — лесная охрана!
Второй блок изменений коснулся отдельных видов деятельности, связанных с добычей углеводородов в защитных лесах. Федеральный закон №442-ФЗ ввел очень жесткие запреты на использование защитных лесов и фактически запретил в них любую хозяйственную деятельность и возведение большинства капитальных строений.
Но законодатель принял решение, что в отдельных случаях такие строгие запреты целесообразно andquot;смягчитьandquot;. Например, в тех случаях, когда под лесом залегают полезные ископаемые, нефть и газ. В этой связи в законодательстве появилась оговорка, что если лицензия на добычу углеводородов была получена до 31 декабря 2010 года, то в ценных лесах и на особо защитных участках лесов допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья. Но после окончания таких работ компания обязана рекультивировать участки, провести лесовосстановление и вернуть их в лесное хозяйство.
- То, что вы перечисляете, имеет статус закона. Но закон без подзаконных актов применять невозможно.
- Естественно! Например, в развитие Федерального закона №442-ФЗ Рослесхоз осуществляет подготовку 64 проектов нормативных правовых актов, в том числе 25 постановлений Правительства Российской Федерации и 39 приказов Рослесхоза!
За весну-лето удалось подготовить больше дюжины постановлений Правительства Российской Федерации. В частности, приняты все правительственные акты, связанные с тушением лесных пожаров, например, определено содержание и порядок подготовки плана тушения лесных пожаров, четко расписано, как согласовываются документы, какие разделы, пункты, карты должны туда входить. Кроме того, постановлением Правительства РФ регламентировано введение режима чрезвычайной ситуации в лесах (на уровне муниципального района, субъекта федерации и даже всей страны), определен порядок введения ЧС.
Помимо этого блока подзаконных актов издан ряд приказов Рослесхоза. Например, о порядке проведения инвентаризации лесов, порядке ведения государственного лесного реестра, об использовании лесов для строительства, эксплуатации, реконструкции линейных объектов.
- Изменения, бесспорно, большие. Этого достаточно?
- Мы не собирается прекращать работу. Законодательство нужно еще шлифовать по многим направлениям. Ближайшие перспективы — внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Рослесхоз уже подготовил проект соответствующего федерального закона. Мы хотим прямо закрепить два новых состава правонарушений: посещение лесов и разведение костров, когда это запрещено.
Кроме того, у нас большие планы в части совершенствования ЛК по лесному семеноводству, лесопатологическому мониторингу, более детальному рассмотрению арендных отношений и распределению бюджетов между субъектами и федерацией.
- Нет предела совершенству.
- Жизнь не стоит на месте, и за ней надо успевать. Например, сейчас перерабатываем правила заготовки древесины, и вызвано это в первую очередь тем, что за последние несколько лет произошли изменения — появилась другая технология заготовки, другая техника. На смену пилам все больше приходят харвестеры. Это все необходимо учитывать в нормативных актах.
- Вы хотите сказать, что за техническими усовершенствованиями должны следовать законодательные?
- Не только за техническими. Общественные отношения тоже меняются. Если лет 15-20 назад основной блок вопросов приходился на заготовку древесины — как пилить, то сейчас общество делает упор на то, как защищать лес, особенно вокруг мегаполисов и на юге России.
- Беспокойство понятно. Они сегодня действительно не слишком надежно прикрыты законом. Вы планируете упрочить их юридический статус?
- Конечно. Совместно с Минрегионразвития России и профильными комитетами Госдумы мы ведем работу по совершенствованию статуса городских лесов, средозащитная роль которых очень важна.
- С этого места поподробнее, пожалуйста. Для Москвы, которая вплотную приблизится к Калужской области, это сейчас очень актуальный вопрос. Территория, отходящая к столице, в значительной степени покрыта лесами, и надо что-то делать, чтобы они не попали под топор застройщика. Предвижу, что в других больших городах проблемы могут возникнуть сходные. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы эти ценные леса надежно прикрыть законом от уничтожения?
- Кое-что уже сделано. В законе прямо записано, что площадь городских лесов не может быть уменьшена. Аналогичное требование уже 2,5 года действует в отношении зеленых и лесопарковых зон.
Однако этого недостаточно, так как городские леса испытывают особую антропогенную нагрузку. Значит, отношение к ним должно быть особое — в части охраны, защиты и воспроизводства.
Вот почему надо четко прописать, кто за что отвечает, кто на какие леса тратит деньги. Такие дополнения мы подготовили совместно с нашими коллегами.
- А теперь давайте обсудим, как реально выполнить закон. Слышали, что пару недель назад случилось в Омской области? Две женщины-лесничие попытались преградить дорогу черным лесорубам. Кончилось печально: одна из героинь попала под колеса грузовика нарушителей.
- Безусловно, это героический поступок!
Но я убежден, что сила государственной власти — в неизбежности наказания. Поэтому я считаю, что если силы не равны, то лучше позвать подмогу. Например, увидел лесничий или кто-либо нарушение, реально оценил свои силы — и за телефон.
В законе мы записали, что в каждом регионе создается специализированная диспетчерская служба. На федеральном уровне бесплатный круглосуточный номер уже есть, то же самое надо внедрять на местах.
И главное, мы добиваемся, чтобы диспетчер не просто зафиксировал звонок, а предпринял меры, направленные на межведомственное взаимодействие. Например, возвращаясь к тому случаю, по номеру определил владельца автомобиля, сообщил в ГИБДД, организовал задержание машины на дороге, привлек сотрудников полиции для задержания правонарушителей.
- Увидел, что кто-то рубит лес, сваливает мусор, зафиксируй нарушение и звони диспетчеру. Верно?
- Верно. Не надо, если это невозможно или опасно, пытаться ловить человека в тайге. Лучше зафиксировать правонарушение и задержать на посту ГИБДД, пусть и за сто километров. Главное, чтобы нарушитель понес заслуженное наказание.

Приглашаем на выставку «МЕБЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 2011» в Пензе!
Увеличение складского запаса по клею-расплаву Forbo

Нет комментариев

Оставить комментарий

 

Вы должны войти для комментирования

Система Orphus