Лесопромышленникам Свердловской области не хватает полувагонов

В течение двух лет (в 2008 и 2009 годах) деревообрабатывающие предприятия работали себе в убыток. В 2010 году ситуация начала выправляться, но происходит это очень медленно.
В докризисном 2007 году прибыль от обработки древесины и целлюлозно-бумажного производства в Свердловской области составила 755,4 миллиона рублей, а по итогам 2010 года она едва превысила 310 миллионов. Как выяснилось на ежегодном собрании Уральского союза лесопромышленников, развитие отрасли тормозит целый комплекс проблем.
- Мы заготавливаем 6,7-6,9 миллиона кубометров древесины в год. Из них 4,3 миллиона рубим на арендованных участках леса. Около миллиона кубов заготавливают бывшие лесхозы. Примерно 950 тысяч кубов идут на дрова для населения. Ещё около двухсот тысяч кубов древесины — санитарная рубка. Это мало, но достаточно для деятельности предприятий, — рассказал президент Уральского союза лесопромышленников Николай Киреев.
По его словам, проблемы нашего леспрома начинаются ещё на стадии вырубки деревьев. У лесников есть такое понятие — andquot;расчётная лесосекаandquot;, определяющее допустимый объём изъятия древесины из леса. Так вот, в Свердловской области 39 процентов расчётной лесосеки приходится на сосны, кедры, пихты и ели. Оставшуюся часть составляет лиственный лес. Однако современные уральские дровосеки рубят шестьдесят процентов хвойных деревьев и только сорок — лиственных.
- Но это справедливо по отношению к лесопромышленникам, поскольку древесину лиственных деревьев некуда девать, — пояснил Николай Киреев.
Проблему мог бы решить перевод небольших котельных на древесное топливо с использованием современных технологий. Тогда для древесины лиственных деревьев нашёлся бы хороший рынок сбыта. По мнению исполнительного директора Уральского союза лесопромышленников Сергея Басманова, руководство Свердловской области оказало бы большую услугу лесопромышленникам, если бы разработало такую целевую программу.
- Сегодня сырьевая база у нас настолько истощена, что не стоит мечтать о строительстве крупных деревообрабатывающих заводов. Я думаю, что в ближайшие несколько лет стоит делать упор на развитие небольших высокомеханизированных предприятий, с готовым объёмом переработки в десять-двадцать тысяч кубов древесины. Возможно, со временем произойдёт их объединение в нечто крупное, но не сейчас. Как сказал классик: andquot;Прежде чем объединиться, нужно размежеватьсяandquot;, — сделал прогноз на будущее Николай Киреев.
Однако именно малые предприятия в первую очередь страдают от второй проблемы, мучающей наш леспром — нехватки полувагонов. Если в 2007 году лесопромышленники Свердловской области отправляли со своими грузами 3675 полувагонов в месяц, то в марте нынешнего года аналогичная цифра упала до 1615.
В рамках реформы ОАО andquot;РЖДandquot; избавилось от собственного вагонного парка. Его собственниками стали Первая и Вторая грузовые компании. Однако, по словам Сергея Басманова, обе эти фирмы пока не наладили конструктивное сотрудничество с лесопромышленниками. В создавшейся ситуации предприятия вынуждены обращаться к альтернативным операторам и арендаторам подвижного состава. Но их услуги обходятся на тридцать-пятьдесят процентов дороже обычного железнодорожного тарифа. При таких ценах продукция деревообрабатывающей отрасли становится неконкурентноспособной.
- У нас очень много небольших станций, откуда отправляют с древесиной по пять-десять вагонов. Сегодня никто из операторов грузовых перевозок туда не едет. Поэтому мы с нетерпением ждём появления локального перевозчика, но формирование такой компании отложено до 2015 года. Получается, что ещё четыре года Карпинск, Сосьва и другие небольшие станции, куда неохотно едут грузоперевозчики, будут иметь проблемы с перевозкой древесины, — обострил проблему руководитель одного из уральских лесопромышленных предприятий Ринат Рахимов.
Убытки, которые несут лесопромышленники из-за несвоевременной отгрузки продукции, огромны.
- По поводу нехватки полувагонов уже проведено около двадцати совещаний на разных уровнях власти, но проблема пока не решается, — сообщил Сергей Басманов. — Надо признать, что в создавшихся условиях очень мешает правовая безграмотность многих руководителей предприятий. Мы не привыкли отстаивать свои интересы в суде. Уральские производители щебёнки сумели взыскать с железной дороги миллионы рублей компенсации за несвоевременную поставку полувагонов. Почему бы и нам не последовать их примеру?

Руструбпром устанавливает новое оборудование.
Лизинговые и кредитные расчеты для выставки «Металлообработка -2011»

Нет комментариев

Оставить комментарий

 

Вы должны войти для комментирования

Система Orphus