Архангельская область. Сенатор Николай Львов: Региональную долю «лесного» бюджета нужно увеличивать

На 14-17 июня запланировано выездное заседание Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, которое пройдет в Архангельске. Тема заседания — andquot;Законодательное обеспечение охраны окружающей среды, сохранения и использования природных ресурсов, развития туризма в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (на примере Архангельской области)andquot;. С первым заместителем председателя комитета Николаем Львовым мы говорим о том, что нужно сделать с федеральным лесным законодательством, чтобы всем в лесу стало хорошо.
- Николай Питиримович, месяц назад в Архангельске прошел международный Лесной форум, очень запомнилось ваше выступление на нем — такое непричесанное, непарадное…
- А к чему лукавить? Все присутствовавшие на форуме специалисты хорошо знают, каково реальное положение дел во всех этих вопросах. Взять хотя бы экономическую составляющую: вклад лесного сектора в экономику нашей страны совершенно не соответствует ресурсному потенциалу лесов. На долю России приходится всего немногим более трех процентов мировой лесной продукции, и столько же лесная продукция составляет в валовом внутреннем продукте страны.
У нас самая низкая среди развитых стран эффективность лесопользования, с одного гектара леса собирается намного меньше древесины, чем, например, в Финляндии и Швеции. Менее двадцати процентов добываемой древесины идет на глубокую переработку, тогда как в скандинавских странах этот показатель достигает восьмидесяти пяти процентов. Значительную часть экспорта лесных товаров составляет необработанный круглый лес.
- Можете выделить коренную причину проблем?
- В числе важнейших причин я бы назвал несовершенства лесного законодательства. На недостатки Лесного кодекса как основополагающего для отрасли законодательного акта многие эксперты и специалисты лесного хозяйства указывали еще во время его принятия. И, как показывает правоприменительная практика последних лет, многие положения лесного законодательства требуют значительной корректировки.
Достаточно сказать, что практически на каждом заседании нашего комитета, а они проводятся два, иногда три раза в месяц, мы рассматриваем один или два законопроекта о внесении изменений в Лесной кодекс. Большинство из них разработано в регионах, а это значит, что они направлены на решение конкретных возникших проблем. Большим недостатком лесного законодательства, по нашему мнению, является то, что в нем практически не учитываются региональные особенности ведения лесного хозяйства.
- Если говорить о нашей области — что здесь?
- Во-первых, отсутствует правовой механизм определения северной границы лесов, в результате чего большие территории залесеных притундровых земель не входят в лесной фонд, и возникают трудности с правовым регулированием лесопользования на таких землях. В то же время большая часть притундровых лесов отнесена к категории защитных лесов, что обусловливает ограниченный режим их использования.
Во-вторых, положения Лесного кодекса об обязательной аренде лесных участков не учитывают особенности традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера в местах их компактного проживания, не позволяют установить ограничения или запреты на другие виды использования лесов, наносящие ущерб исконной среде обитания коренных народов и препятствующие ведению традиционного образа жизни.
Кроме того, необходимость аренды оленьих пастбищ не соответствует самой природе осуществления северного оленеводства. Это приводит к множественным злоупотреблениям и ограничению доступа коренного населения к оленьим пастбищам. Нуждаются в корректировке и экономическом обосновании размеры ставок платы за использование лесных площадей для целей оленеводства.
Неоднократно уже говорилось о том, что при расчете размеров субвенций, которые выдаются регионам на осуществление передаваемых федеральных полномочий, связанных с ведением лесного хозяйства, не учитывается тот факт, что на северных территориях затраты более высокие. Также не учитываются площади резервных лесов, на значительной части которых в районах Севера ведется интенсивная хозяйственная деятельность.
Уровень финансирования мероприятий, направленных на защиту и воспроизводство лесов, остается низким. В этой связи мы считаем целесообразным предусмотреть коэффициент, увеличивающий размер субвенций с учетом природно-климатических условий северных территорий.
- На прошлой неделе в областном правительстве прошло экстренное селекторное совещание по подготовке к пожароопасному сезону. На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы противопожарные меры стали реально действенными?
- Как вы знаете, после жаркого лета 2010 года и лесных пожаров в средней полосе России в Лесной кодекс и ряд других федеральных законов внесены изменения, регламентирующие вопросы охраны лесов от пожаров. В том числе пересмотрены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер пожарной безопасности и тушению пожаров.
Но при передаче полномочий регионам не учитывается, что в настоящее время у органов исполнительной власти субъектов РФ нет в подчинении специализированных лесопожарных, аварийно-спасательных формирований или лесной пожарной охраны. Не закладывается финансовая основа для создания и содержания региональных государственных специализированных бюджетных учреждений, которые могут создаваться для работы по тушению пожаров.
Неэффективным и нецелесообразным также мы считаем порядок организации работы по тушению лесных пожаров, который предлагает федеральный закон andquot;О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нуждandquot;.
Приближается лето, и, честно говоря, может получиться так, что на многих территориях, прежде всего дотационных, так и не будут созданы необходимые условия для преодоления возможных природных катаклизмов.
- Какие меры вы предлагаете?
- Необходимо создать жизнеспособные лесохозяйственные организации, которые смогут эффективно выполнять лесные работы для государственных нужд, в том числе при тушении лесных пожаров.
Кроме того, требует решения проблема andquot;бесхозных лесовandquot;, на которые не распространяется в явном виде действие лесного законодательства. Это леса и защитные лесные полосы на землях сельскохозяйственного назначения, а также леса на землях поселений. По оценке экспертов, на andquot;бесхозныеandquot; леса приходится до пяти процентов лесов Российской Федерации, причем основная площадь этих лесов сосредоточена в густонаселенных районах и около населенных пунктов, где наибольшая опасность возникновения пожаров.
- Наверное, есть еще такая проблема: на регионах — большая ответственность, а денег, чтобы оправдывать эту ответственность, у них нет…
- Я бы сформулировал так: сложившееся положение в лесном комплексе страны в значительной степени следствие того, что система государственного управления лесами длительное время подвергается постоянным преобразованиям. И вот в существующей на данный момент системе управления существенно возросла роль регионов. При этом основная часть доходов от платы за лесные ресурсы поступает не в региональный, а в федеральный бюджет. Поэтому назрела необходимость пересмотреть распределение этого вида бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы в сторону увеличения доли, которая направляется в бюджеты регионов — ведь именно на них сегодня возложена основная забота о лесах.

Ростовский электрометаллургический завод разрабатывает мелкосортный стан
Штрафы за лесные прогулки

Нет комментариев

Оставить комментарий

 

Вы должны войти для комментирования

Система Orphus